Имоченцы: неизвестная усадьба художника Поленова

Имоченцы: неизвестная усадьба художника Поленова

Когда говорят об усадьбе художника Василия Поленова, всегда вспоминают про ту, что была на берегу Оки. И забывают, что еще одно его имение располагалось близ Петербурга — на востоке нынешней Ленинградской области. Усадьба называлась «Имоченцы» — по имени ближайшей деревни.

имоченицы

Еще в середине XVIII века прадед художника Алексей Яковлевич Поленов выкупил у бояр Выдомских территорию в Олонецком крае, куда входило десять деревень. В 1855 году отец живописца Дмитрий Поленов получил земли по наследству от деда и прадеда и основал родовое имение. Будущему художнику было тогда десять лет. С тех пор на четверть века жизнь и творчество Василия Поленова были связаны с этим местом. Именно здесь он делал первые рисунки, этюды с натуры и первые портреты, сформировался как художник.

Неподалеку, в деревне Бор, Поленовы построили две школы, где преподавали мать и сестры художника. Будучи студентом Академии художеств, он каждое лето приезжал в имение. Здесь у него бывали учителя из академии, а впоследствии и его друзья-художники — Илья Репин, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Николай Рерих, Павел Чистяков.

Поленов очень любил «Имоченцы» и реку Оять, в чем неоднократно признавался друзьям. Когда он хотел похвалить другие места, то всегда говорил: «Как у нас в Имоченцах!». Здесь он написал почти четыре десятка произведений. Будучи уже известным художником, в письме к Мамонтову Поленов замечал: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью. Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы и не подозревают, что такой на свете существует»…
кедры
Вот уже несколько десятков лет память о Поленове на берегах реки Оять возрождает творческий дуэт художников — супруги Ирина Львовна и Юрий Семенович Грецкие. Оба — заслуженные художники России. Творят и работают они вместе, картины подписывают «Ирина и Юрий Грецкие». «Мы пишем мир в движении», — говорят они. Как отмечают специалисты, порой в произведениях этого дуэта сюжет в традиционном смысле слова отсутствует. Их картины — это живописные притчи, иногда похожие на видения…

Живут Грецкие рядом с бывшей поленовской усадьбой — в деревне Акулова Гора, что на высоком берегу реки Оять. Здешние места называют «вепсской Швейцарией». Деревня не очень большая — десятка два домов. Зимой она практически вымирает, летом наполняется дачниками, в основном жителями Лодейного Поля, до которого всего сорок километров.


Для путешествующих самостоятельно дадим краткое описание маршрута от Петербурга: чуть больше 170 километров по Мурманскому шоссе (трасса «Кола»), затем поворот направо в направлении Алеховщины, известной своим народным гончарным промыслом. На полпути до нее, за деревней Яровщина, поворачиваем налево, переезжаем по мосту через Оять, и вот уже перед нами — Акулова Гора.
акулова гора
Тут можно спросить любого: Грецких здесь знают все. Их дом — в самом конце деревни. Напротив него в поле — возведенный их трудами храм Василия Великого. За ним — поленовская кедровая роща (сегодня она насчитывает 18 старинных деревьев) и бывший усадебный парк.
в доме на Акуловой Горе
— Еще в советское время нам особенно приглянулся восток Ленинградской области: мы объездили его вдоль и поперек. Часто бывали в Лодейном Поле. Знали, что недалеко от него была усадьба Поленова. И когда задумали устроить свою творческую мастерскую на природе, вдали от города, наш выбор пал именно на поленовские места, — рассказала Ирина Грецкая.
кедровая роща
От бывшей усадьбы оставалась только посаженная прадедом художника кедровая роща. Живописный некогда парк зарос и превратился в дикий лес. От господского дома ничего не осталось: его сожгли еще после революции, потом на его фундаменте построили дом егеря. На исходе советских времен он оказался брошен и превратился в руины.

— Мы понимали, что восстановить бывшее имение со всеми постройками нам не под силу, да в этом и не было смысла. Нам было важно возродить историческую память места, — говорит Ирина Грецкая.

Художники начали с того, что неподалеку от кедровой рощи стали сооружать в память о Поленове церковь во имя святителя Василия Великого — небесного покровителя художника. Место под нее было освящено в ноябре 1997 года, строительство заняло пять лет. Проект художники разработали сами, взяв за образец древнерусское северное зодчество. Изящный деревянный храм посреди поля, с шатрами, покрытыми лемехом, как будто бы парит в небе…
Храм Василия Великого
Строил храм своими руками Юрий Грецкий, помогали друзья и местные жители. Как говорится, с миру по нитке. Художники «расплачивались» картинами. Иконы для храма Грецкие создавали сами. До этого им не приходилось заниматься иконописью, поэтому потребовалось практически с нуля постигать это искусство. За пример брали древние новгородские иконы.
иконописец
Одновременно с возведением храма Грецкие задумали восстановить хотя бы часть старинной усадьбы. За храмом протекает Свиной ручей, впадающий в реку Оять. Когда-то, в поленовские времена, ручей перегораживала плотина с мельницей, было живописное лесное озерцо. Потом все кануло в Лету, плотины не стало, водоем превратился в заросший лесом овраг. За несколько лет удалось восстановить и плотину, и озеро.

— В то, что это получится, мало кто верил, ведь надо было расчистить вековой лес вдоль ручья, место глинистое и топкое, — рассказывает Грецкий. — Финансирования не было, работали сами, на помощь пришли друзья, которые предоставили технику и материалы, — продолжает Юрий. — На берегу озера над источником мы поставили часовню. Считается, что вода там целебная…
источник
В живописном месте супруги Грецкие проводят фестивали изобразительного искусства, литературы и музыки. Первый прошел в июне 2012 года.
фестиваль на Акуловой горе
Дом Грецких в Акуловой горе давно стал культурным очагом здешних мест. Сюда на пленэр приезжают будущие художники, гостят профессиональные мастера, находят приют участники крестных ходов, идущих по местам чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
картины участников фестиваля
— Не минуют нас и туристы из самых разных мест, узнав в Интернете о том, что Акулова гора связана с памятью о Поленове, — говорит Ирина Грецкая. — Бывает, спрашивают, показывая на наш дом: «А Поленов здесь жил?».

И тогда Грецкие ведут путешественников по памятным местам, а также в музей, под который отведена одна из комнат их дома. Там можно увидеть репродукции картин художника, созданных в «Имоченцах», и подлинные предметы крестьянского быта поленовских времен.

Материал был опубликован в газете под № 119 (6228) от 05.07.2018 под заголовком «Как у нас в Имоченцах!».
Опубликовано на сайте газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
картины Грецких

Мир новой образной реальности


Тема божественного создания мира — основа художественной идеи и мировозрения творчесгого союза заслуженных художников России Ирины и Юрия Грецких.

Художники используют преимущественно локальные цвета, что, по их словам, помогает произведению «достичь духовной чистоты и наполниться вселенским звуком».

Городские пейзажи, знакомые любому петербуржцу места — набережная реки Фонтанки, Московский и Витебский вокзалы, мост Ломоносова, Петропавловская крепость предстают на холстах в виде новой образной реальности.

Другой мир — мир новой образной реальности
Читайте на канале Gretskye в Яндекс Дзен.

Галерея искусств «Голубая Гостиная»

Выставка Ирины Грецкой и Юрия Грецкого «В пространстве Петербурга»
С 25 апреля по 14 мая 2017 года в выставочном зале галереи Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая Гостиная» прошла выставка Заслуженных художников России ИРИНЫ ГРЕЦКОЙ и ЮРИЯ ГРЕЦКОГО. На выставке, которая носит название «В пространстве Петербурга», представлены живописные произведения и инсталляции.
Выставка в Голубой гостиной СПб СХ является продолжением проекта Юрия и Ирины Грецких под названием «Пространство города» и выступает важным и необходимым для них развитием темы современного города, раскрытой в рамках экспозиции «Теория состояния». Эта выставка представила своего рода авторскую «философию пространства» мегаполиса, где был показан не конкретный город, но его обобщенная концепция. Сейчас художники сделали главным своим героем Петербург, его улицы и набережные, прославленные архитектурные ансамбли и скульптурные памятники, включая объекты, созданные уже в наступившем тысячелетии. Вместе с тем Юрий и Ирина Грецкие развивают в рамках экспозиции пластические, образные принципы, которые позволили столь убедительно и полно раскрыть замысел «Теории состояния». Это сочетания живописных полотен и конкретных объектов, дополняющих и поясняющих идею выставки, и, конечно же, сам характер организации композиционного, пространственного, живописного строя каждой отдельной картины.

голубая гостинная

Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами, вид, который открывается от Казанского собора на перспективу канала Грибоедова со Спасом на Крови, мост Банковский с грифонами, кажется, застывшими в недоумении перед вынужденным отпуском на плановый ремонт, и мост Большеохтинский на фоне дымящихся труб… Всё это, казалось бы, прекрасно знакомо каждому, кто живет в нашем городе с детства и успел досконально его изучить, сделав его пространство неотъемлемой частью собственно судьбы. Однако в полотнах Грецких формы предельно упрощаются, превращаются в комбинации цветовых плоскостей, линий, предельно условных декоративных форм, которые выстраиваются в некие выразительные эмблемы.

стрелка

Во многом это – город непривычный, увиденный сквозь призму открытий русского авангарда и видения художника двадцать первого века. Но, может быть, как раз благодаря такой акцентированной условности город… до боли знакомый. Это можно определить как узнаваемость пространства, увиденного с больших высот (имеющих в данном случае скорее метафизическое измерение), либо в момент стремительного движения по набережной навстречу одному из мостов или по кольцевой автостраде, где конструкции Вантового моста нацелены в точку схода на горизонте подобно острию стрелы или копья. Разгадав то, что именно скрывается за формами, вновь готовыми выйти к «нулю форм», мы получаем редкую возможность взглянуть на Северную столицу именно так, как видят его Юрий и Ирина Грецкие и… герои их работ. Это фотограф, который, оказывается, вполне способен выйти из пространства картины в реальное пространство выставки с импровизированным переходом между двумя тротуарами и между двумя мирами – реальным и условным, рожденным воображением двух петербургских художников, их замечательным союзом в жизни и творчестве. Столь же реален, узнаем (при всё той же предельной обобщенности пластического решения) и, в какой-то степени типичен для своей профессии, своей столь важной миссии хирург. А вместе с ним узнаются близкие, хорошо знакомые авторам работ люди – духовные подвижники или представители творческих профессий. Здесь мы не встретим портретных изображений в привычном смысле слова.

картина

Но, даже отказываясь от изображения глаз, конкретных черт лица, Юрий и Ирина Грецкие делают достоянием зрителя главное – характер и особую духовную ауру своих моделей. Ауру, которой наделен в представленных полотнах и Город, увиденный в зеркале неповторимого таланта двух мастеров и во многом благодаря этому вновь веско утверждающий свой статус музея под отрытым небом. Музея, где найдется место и классике, и новаторству, без которого невозможно движение искусства к новым вершинам.

Руслан Бахтияров, кандидат искусствоведения, сотрудник Русского музея
информация с сайта новости музеев

Поленовские места : Акулова гора с кедровой рощей





Имя русского художника Василия Поленова (1844 — 1927) известно многим, но далеко не все знают, что есть такое место в Лодейнопольском районе — Акулова гора, где создавал свои произведения живописец, где до сих пор сохранилась кедровая роща, посаженная им полтора века назад.

В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края, ныне это Лодейнопольский район Ленинградской области, в краю первозданной северной русской природы. Дмитрий Васильевич Поленов построил на берегу реки Оять дом. В своих воспоминаниях Василий Поленов называет дни, проведенные в летом в усадьбе в Имоченцах, самыми дорогими. Здесь юный художник впервые познакомился с укладом крестьянской жизни и народным творчеством.
Сюда, в имение Имоченцы, он стремился после утомительных заграничных путешествий. Уже будучи известным художником, в письме к С.И. Мамонтову В.Д. Поленов писал:«Теперь в деревне, дышу полной грудью. Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует!»



В.Д Поленов картина Зима. Имоченцы 1880
В.Д Поленов. Зима. Имоченцы х.м. 62,5х106. 1880 г.

В имении на берегу Оять он прожил с 1855 по 1881 годы.
Именно с этими местами связаны ранние пейзажные работы художника и этюды, отразившие деревенскую жизнь.
K 1990 году от бывшей родовой усадьбы ничего не осталось, кроме старой заросшей кедровой рощи.

В.Поленов Заросший пруд
«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни, — писал о Василии Поленове Федор Шаляпин. — Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Акулова гора и ее окрестности и до сих пор не потеряли своей притягательной силы. Это место словно создано для того, чтобы здесь писать этюды или просто наслаждаться первозданной, не испорченной цивилизацией красотой.


И также несет свои воды величественная река Оять.

И стоит кедровая роща, которую еще высаживал сам художник.
В сентябре 2015 года проходил областной фестиваль искусств «Времена Года» в бывшей родовой усадьбе великого русского художника В.Д.Поленова (в д.Акулова Гора)

Рядом с кедровой рощей, на месте, где находилось имение Имоченицы, возведена Часовня Василия Великого.К строительству храма петербургские художники Ирина и Юрий Грецкие приступили в 1998 г.
Он выдержан в стиле северного деревянного зодчества. Иконостас и своды расписаны в яичной темперной технике в византийском стиле.

В 2000 году создан приход Св.Василия Великого.
Настоятель храма — иеромонах Климент ( Акулаев К.В.)
Председатель Приходского совета — Грецкий Ю.С.



Грецкие являются авторами внутреннего убранства. Они живут и работают над картинами в деревне Акулова Гора.

Как доехать:

При движении из Петербурга в Доможирово с трассы «Кола» поворот направо на Оять, Алеховщину. Около столба 27 км поворот налево

Сразу за мостом через Оять поворот налево на грунтовую дорогу по деревне Акулова Гора. Деревня расположена вдоль реки. В конце деревни справа — церковь.

При подготовке статьи использованы материалы:


Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006.

Выставка «Движение в пространстве»

Видео с выставки «Движение в пространстве»

В Русском музее

Новости музеев.

Из цикла «Юбилеи». Ирина и Юрий Грецкие в Русском музее

Про художников Грецких, шашни Пушкина и Акулову Гору.

Константин Шитов. Очерк. Цикл: Алёховщина, ХХI век.